вторник, 30 июля 2013 г.

Высокий футуризм

В век стремительного развития высоких технологий, можно смело утверждать, что научная фантастика проникла во все области искусства — литературу, кинематограф, живопись, фотографию, архитектуру и моду. В течение последних двух последних веков люди пытались предугадать, как будет выглядеть человек будущего и во что он будет одеваться. А мысли о космосе и инопланетных цивилизациях наталкивали дизайнеров к новым футуристическим фантазиям и экспериментам в дизайне костюма.

 Paco Rabanne Metal Plates Jumper Look

Футуризм — одно из главных направлений авангардного искусства первой половины ХХ века. Преследуя идею создать «искусство будущего», футуристы категорически отрицали традиционную культуру, культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закрепленным мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение…» — заявляли они. Подобно мультипликаторам, футуристы фиксировали этапы ходьбы, бега, жестов, совмещая эти элементы в одной картине и показывая все фазы движения одновременно. Поэтому живописи (У. Боччони, Дж. Северини) характерны хаотичные  сдвиги, зигзаги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующие впечатления, полученные в процессе стремительного движения. В литературе же основными приемами были переплетение документального материала и фантастики (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых).
Мечтая создать мир универсальных сверхличностей — людей будущего, которые существовали бы без классов, бедности и голода, среди машин, обеспечивающих цивилизацию вечной энергией, футуристы со своими идеями проникали во все виды искусства: от поэзии и живописи, до кино и дизайна.

black, fashion, futurism, futuristic, girl - inspiring picture on Favim.com


Мода не стала исключением. Футуристы считали, что те же принципы, что и в искусстве, должны распространяться и в моде — создавать новое и отбрасывать старое, стирая грань между искусством и промышленностью. Они не предусматривали одежду, которую можно носить в течение многих лет. Мода должна быть мимолетна, а одежда недолговечной. Костюм должен быть экспрессивным, сочетать несовместимые материалы, цвета и с помощью оптических эффектов изменять форму. Футуристы активно продвигали свои инновационные идеи в собственном гардеробе: асимметричные наряды из картона, фольги, лампочек и антенн, яркая обувь, красочные жилеты с абстрактными рисунками — все это в то время было шокирующим, а потому стало для них своеобразной униформой и одним из орудий привлечения общественного внимания к своим акциям и манифестам. Такие смелые идеи на тот момент были утопическими и преждевременными, а экономический кризис после Первой мировой войны привел к закрытию многих модных домов и напрочь лишил модников возможности использовать ненужные украшения и излишества в одежде.

 

Второе возрождение идей футуризма в моде связано со значительным прорывом ученых в освоении космоса и приходится на начало 60-х. Запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос — все эти события привели к популярности «космических» тенденций в моде.



Первым «футуристическим» дизайнером того времени был Andre Courreges. Воссоздав «космический стиль» в своей коллекции, он совершил настоящую революцию в моде. Предложив новые формы высокого шитья, он изменил консервативный «диоровский» образ элегантной женщины 50-х на образ жизнерадостной и свободолюбивой девушки нового поколения. Следом за Courreges, новатором и революционером выступил Pierre Cardin, чьи наряды были словно вычерчены с помощью циркуля и линейки и больше походили на доспехи роботов будущего. С его легкой руки в моду вошли необычные цветовые сочетания, плотные разноцветные колготки и парики, которые якобы дополнительно подчеркивали внеземное происхождение моделей.


Костюмы, которые больше напоминали снаряжение космонавтов, в конце 60-х представил еще один представитель футуристической моды Paco Rabanne.  Двенадцать моделей из «современных материалов» — бумаги, пластика, металла — на босоногих белых и темнокожих девушках произвел настоящий фурор во французской прессе. Выдумщик Rabanne продолжил свои эксперименты с одеждой будущего и в 70-х, создавая плащи из перьев, платья из кожи и металла, с добавлением сухих цветов, кружев и плетеные кольчуги.
Затихнув на время расцвета культуры хиппи и культа природы, футуризм вернулся с новыми силами в 80-х годах. Отражали связь технических образов с достижениями научной мысли Yves Saint Laurent, Versace, Thierry Mugler. Они представляли коллекции с громоздкими пластиковыми аксессуарами, химическими цветами,  облегающими вечерними платьями-кольчугами из винила и синтетических тканей.
В начале XXI века, с развитием цифровых компьютерных технологий, появлением новейших материалов и способов их обработки, все больше модных домов подхватили футуристическую лихорадку. Космические фэшн-фантазии появились в коллекциях Dolce & Gabbana, Givenchy, Balenciaga, Lanvin,  Alexander McQueen, Iris Van Herpen. Объединяли их основные принципы футуризма нового поколения — жесткая геометрия линий кроя и силуэта, или же напротив, четкая обтекаемость, высокотехнологические ткани, с мерцанием, блеском и металлизированными эффектами.
Таким образом, футуризм в современной моде почти не имеет границ. Цикличное возвращение в моду космических тенденций, хоть и доказывает, что все основные идеи этой тенденции были сделаны еще в 1910–1920 годах и дополняются лишь свойственными времени технологическими возможностями и инновационными материалами,  но остаются такими же актуальными и оригинальными.

2 комментария: